Закончив Гарвардский университет, Томас Стернз Элиот в 1910 г. переехал в Европу. В 1927 г. Элиот получил английское гражданство. Первое крупное произведение Элиота - лирическая поэма "Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока" (The Love Song of Alfred Prufrock, 1911-1913), давшая впоследствии название сборнику "Пруфрок и другие наблюдения" (Prufrock and Other Observations, 1917). Второй сборник Томаса Элиота "Стихи" (Poems, 1919) составили главным образом сатирические стихи, в которых чувствуются интонации мрачной сатиры французского поэта-символиста Ж. Лафорга. В это же время Элиот обращается к литературно-критической эссеистике. Рецензии и статьи по теории литературы, печатавшиеся им в лондонских журналах в 10-е гг., вошли в книгу "Священный лес" (The Sacred Wood, 1920). В 1922 г. появилась поэма "Бесплодная земля" (The Waste Land), ставшая важной вехой в развитии англо-американского модернизма. Трагическое восприятие (и неприятие) современной буржуазной цивилизации достигает апогея в поэме "Полые люди" (Hollow Men, 1925). В конце 20-х гг. в духовной и творческой биографии Томаса Элиота наступает резкий перелом. В 1928 г. Элиот четко формулирует свою новую позицию: "Классицист в литературе, роялист в политике и англокатолик в религии". Отражением религиозных поисков Элиота стала философская поэма "Пепельная среда" (Ash Wednesday, 1930). Итогом и вершиной его творчества стала поэма в четырех частях "Четыре квартета" (Four Quartets, 1943) - сложное, но в то же время и удивительно гармоничное творение Элиота. Важнейшие литературно-критические работы Томаса Элиота, одного из создателей "неокритической" методологии, собраны в книгах "Избранные статьи" (Selected Essays, 1937) и "Критикуя критика" (То Criticize the Critic, 1962). Ему принадлежат также четыре пьесы, написанные в традициях драматургии английского барокко. В 1948 г. Элиоту была присуждена Нобелевская премия. |